• Корень всех явлений сансары и нирваны — твой собственный ум.
  • Лучшее действие — то, при котором всё в ладу с Дхармой.
  • Влечение сознания к шести внешним объектам чувств — коренная причина всех иллюзорных представлений и источник всякого страдания.
  • Великие риши, обладающие пятью способностями ясновидения,
    Умеющие летать по небу в любую даль, —
    Даже они не отыщут такого места,
    Где царило бы бессмертие.
  • Пусть конечной опорой ума будет Дхарма. Пусть конечной опорой Дхармы будет подвижничество. Пусть конечной опорой подвижничества будет смерть. Пусть конечной опорой смерти будет пустынное место.
  • Причин смерти очень много.
    Причин жизни очень мало,
    Но и они становятся причинами смерти.
  • Если корень целебный, то и побег целебный.
    Если корень ядовитый, то о побеге и говорить нечего.
    Благое и не благое действие можно различить только по намерению,
    А их внешнее проявление и величина его не имеют значения.
  • Действуя с чистым намерением,
    Тот, кто положил подметку на голову Будде,
    И тот, кто ее убрал, —
    Оба, как сказывают, стали царями.
  • Не относись беспечно к мелким заслугам,
    Полагая, что от них не бывает большой пользы, —
    Собирая крошечные капли воды, можно наполнить большой сосуд.
  • Жизнь у человека — словно у животного на бойне:
    С каждым мигом смерть все ближе. Берегись!
    Откладывая все на завтра и послезавтра,
    На смертном одре будешь горько плакать.
  • Мирская работа не закончится никогда, до самой смерти.
    Ее можно закончить, только бросив, — такова ее природа.
  • Совершённые в прошлом неблагие действия
    Подобны проглоченному яду.
    Их не искупит раскаяние, лишенное чувства сожаления.
    Так раскайся же, испытывая стыд, страх и великое сожаление.
  • Видеть, что ни у божеств, ни у демонов нет независимого бытия —
    вот уверенность в воззрении.
    Не отвлекаться и не сосредоточиваться — вот суть медитации.
    Не принимать и не отвергать — вот суть поведения.
    Не питать ни надежды ни страха — вот суть высшего плода.
  • Говорят, что, если, услышав о заслугах других людей,
    Отбросишь неблагие завистливые мысли
    И порадуешься искренне, от чистого сердца,
    Это принесет тебе точно такие же заслуги.
  • Если пытаешься освободить других,
    Хотя сам не выбрался на берег освобождения,
    Это так же нелепо, как попытка спасти утопающего,
    Когда тебя самого уносит поток.
  • Лучшие друзья — внимательность и бдительность.
    Лучшие вдохновители — враги, препятствия, болезни и страдания.
    Лучший метод — ничего не придумывать.
  • Прячь тело, один пребывая в диких горах,
    Прячь речь, общенья избегая и говоря немного,
    Прячь ум, свои лишь недостатки осознавая непрестанно —
    Вот значит что быть скрытым йоги.
  • Нет времени на счастье — исчезнуть может в миг,
    Страдать не хочешь если — страданье Дхармой уничтожь,
    Счастье иль горе впереди, узнай его как следствие своих деяний прошлых,
    И отныне, надежды и сомнения отринь, о ком бы ты ни думал!
  • Любая речь подобна эху — так сказали будды,
    Но в наши дни она скорее эхо эха,
    Что эхо говорит и что оно же значит — не одно и то же,
    Так что не внемлите ее хитросплетеньям!
  • Первые врата на Пути к Пробуждению это опора на духовного Учителя. И поэтому следует с полным доверием и без сомнений исполнять то, что он говорит.
Дза Патрул Ринпоче

Школа Ньингма

История происхождения школ буддизма

Ньингма (rnying ma), в буквальном переводе «древняя», – одна из четырех основных школ тибетского буддизма, самая ранняя, которая считается прародительницей остальных. Школа Ньингма берет начало еще в 7в н.э., но настоящее развитие получила в 9в. благодаря деятельности гуру Падмасамбхавы.

Согласно легенде, учения школы Ньингма были принесены в Тибет в 8в. Падмасамбхавой (Гуру Ринпоче), тантрическим мастером, приглашённым в Тибет великим царём дхармы Трисонг Деценом по совету великого пандиты Шантаракшиты. Гуру Ринпоче подчинил местных божеств, которые препятствовали распространению буддизма и строительству монастыря Самье в Стране Снегов.

Во времена Падмасамбхавы в Тибете были построены монастыри, возникла сильная монашеская сангха, ученые (пандиты) переводили с санскрита на тибетский язык сутры и тантры. 7-8вв. считаются первой волной распространения буддизма, в то время Ньингма была единственной буддийской школой в Тибете. Одновременно с Гуру Ринпоче в Тибете проповедовали тантрическое учение такие учителя как Вималамиртра, Буддагухья, Шантипа и татрический йогин Дхармакирти.

На 9в. приходится период правления царя Ландармы. В это время уничтожались тексты и разрушались монастыри, монахи и йогины подвергались гонениям. Лишь убийство Ландармы позволило возобновить проповедь и практику буддизма.

В начале 10 века царь Еше О из царства Нгари в Западном Тибете способствовал возрождению буддизма. Он послал переводчиков священных текстов в Индию, восстанавливал храмы и строил новые монастыри. Известные переводчики Ринчен Сангпо (958—1055), Лходрак Марпа (1012—1096) и Дрокми (992—1072) возглавили это возрождение интереса к буддизму. Это время считается началом формирования традиции новых переводов, именно в это время началось оформление основных буддийских школ и традиция Ньингма получила свое название как школа старых переводов.

Таким образом, к традиции новых переводов (Сарма) относятся школы, появившиеся в 11в. и после:

  • Кагью, основанная в 11в. Марпой Чокьи Лодро
  • Сакья, основанная в 11в. Кхоном Кончогом Гьялпо
  • Гелуг, основанная Чже Цонкапой в 14в.

     

Учения школы Ньингма сохранились, передаваемые непрерываемой линией мастеров, вплоть до наших дней.

Различия между Ньингма и Сарма

С точки зрения сутры, различия между 4 главными традициями сводятся главным образом к акценту, который ставится на тех или иных конкретных текстах и способах их истолкования.

С точки зрения Тантры, в традиции Ньингма присутствуют уникальные учения, которые проникали в Тибет, переводились и распространялись в основном в период с 9 по 11 вв.

Школа Ньингма классифицирует все учения Будды, сутры и тантры, как девять ян, или колесниц, ведущих к просветлению.

Причинные колесницы сутры 3 яны внешних тантр 3 яны внутренних тантр
ХинаянаМахаянаВаджраяна
Шравакаяна
Пратьекабуддаяна
Бодхисаттваяна Крийяйога-тантра
Чарьяйога-тантра
Йога-тантра
Маха-йога
Ану-йога
Ати-йога (Дзогчен)

Уникальными учениями ньингмы являются 3 Внутренние (высшие) тантры, особенно Ати-йога. Различные уровни ян не являются системой противоречащих друг другу учений или учений, ведущих к различным целям. Все они являют собой процессы роста на одном и том же пути совершенствования. В силу различий в складе ума и способностях разных людей, последователи учения начинают свой духовный путь и практикуют в контексте разных колесниц.

Линии передачи Кама и Терма в Ньингма

Учения тантр Ньингма передавались посредством двух главных систем: 

  • Ринггьюд Кама (Ring brGyud bKa' Ma –  Долгая Передача Канона) и 
  • Ньегьюд Терма (Nye brGyud gTer Ma – Короткая Передача посредством Обнаружения Сокровищниц Дхармы).

Индийские писания школы Ньингма, которые были переведены в восьмом и девятом веках, и учения мастеров той эпохи стали известны как «Кама» или традиция устной линии передачи, когда учения передаются непосредственно от учителя к ученику. 

С одиннадцатого века учителя Ньингма, которых называют тертонами или «открывателями сокровищ», раскрыли много новых писаний, которые были спрятаны Падмасамбхавой во благо будущих эпох. Это явление называется линией передачи Терма.

 


Гуру Падмасамбхава видел, что для передачи множества тайных учений, которые он должен открыть, время еще не пришло. Поэтому он сокрыл множество духовных сокровищ (gter-ma) в виде текстов, изображений и ритуальных принадлежностей, дав при этом наставления относительно их обнаружения в будущем. Впоследствии более сотни учителей находили эти сокровища Терма, и на их основе давали передачу учений своим последователям. Таким образом, помимо собственно тантрических учений в Тибете существуют линии преемственности, основанные на традиции Терма, и включающие в себя учение Великого Совершенства (Дзогчен). Эти линии восходят к таким учителям, как Гуру Падмасамбхава, Гараб Дорже, Шри Симха, Джняна Сутра и Вималамитра и представляют собой уникальное наследие школы Ньингма.

Первыми открывателями этих терма были 5 царей тертонов и 8 Лингпа.

Пять царей тертонов: 8 Лингпа:
  • Ньянграл Ньима Одзер (1124-92)
  • Гуру Чованг (1212-70)
  • Дорже Лингпа (1346-1405)
  • Падма Лингпа (род. 1405)
  • Джамьянг Кьенце (1820-92)

Открытые ими тексты содержат в том числе циклы учений и медитаций, относящихся к Авалокитешваре, садханы Гуру Ринпоче, учения Дзогчен, циклы учений Пурба, тексты по медицине и пророчества.

  • Ринчен Лингпа (1295–1375)
  • Сангье Лингпа (1340–1396)
  • Дорже Лингпа (1346–1405)
  • Ратна Лингпа (1403–1471)
  • Кункьонг Лингпа (1408–1489)
  • Пема Лингпа (1445/50–1521)
  • Теньи Лингпа Пема Цеванг (1480–1535)
  • Джамьянг Кьенце Вангпо (1820–1892)

Известные циклы терма:

  • Чецун Ньингтиг (Джамьянг Кьенце Вангпо)
  • Лонгчен Ньинтиг (Джигме Лингпа) - сердечная сущность Ньингтиг Ябши (Вима Ньингтиг, Лама Янгтиг, Кхандро Ньингтиг и Кхандро Янгтиг)
  • Пелинг Терчо (Пема Лингпа)
  • Дуджом Терсар (Дуджом Лингпа)
  • Чоклинг Терсар (Чокгьюр Лингпа)
  • Джангтер (Ригдзин Годемчен - монастырь Тубтен Дорже Драк)

Римэ

В XIX веке на основе школы Ньингма в тибетском регионе Кхам, благодаря деятельности таких лам, как Цеванг Норбу и Ситу Панчэн, возникло несектарное движение, известное как Римэ (ris-med). Важную роль в новом движении сыграли Джамгон Конгтрул, Джамьян Кьенце Вангпо, Дза Патрул и Джу Мипам.

Римэ не является отдельной традицией или школой. Последователи Римэ считают, что помимо изучения и практики собственной традиции, ничто не мешает получать наставления и посвящения любых других линий преемственности буддийской традиции. То есть, адепты Римэ выступают против деления буддизма на школы, направления и секты, считая, что буддизм един в своей сути, а разделения созданы людьми искусственно.

Основные тексты Ньингма

Большинство важных Сутр, Абхидхарма, Виная, Праджнапарамита и Тантрические тексты содержатся в Кагьюре – собрании Буддийского канона, который содержит 1046 трактатов в 104 томах. 

Последователи Ньингма также изучают работы, содержащиеся в собрании Тенгьюр, который состоит из комментариев Индийских Буддийских ученых на сутры и тантры.

Это собрание содержит 3863 трактата в 221 томе.

Монастыри

Школа Ньингма поддерживает как мирян, так и монашескую традицию, с шестью основными монастырями:

  • Дордже Драк и Миндролинг в центральном Тибете
  • Каток, Палъюл, Дзогчен и Шечен в провинции Кхам

 

Эма! Все четыре традиции дхармы земли Тибета
Имеют только один реальный источник, даже если они возникли по отдельности.
Какой бы вы ни следовали, если вы правильно упражняетесь на пути
То сможете обрести качества обучения и достижения.

Мипам Ринпоче